8 (495) 769-99-49

Консультация бесплатно!

Лавочкина, 23, стр.3

112326, Москва, СЗАО

09:00 - 21:00

без выходных

Электронная диагностика АКПП. CVT

[vc_row][vc_column][vc_row_inner][vc_column_inner][vc_column_text css=».vc_custom_1550774591513{padding-bottom: 25px !important;}»]

Диагностика автоматической коробки передач

Диагностика АКПП включает в себя логически построенный план действий. Она представляет собой последовательный процесс, в результате которого должна быть получена точная информация, которую можно использовать в качестве ключей для установления наиболее вероятной причины неисправности.  Диагностическое воздействие содержит в себе определенную последовательность операций, которая обеспечивает наиболее надежные результаты при наименьших затратах времени и сил. С точки зрения мастера, диагностика не может использовать бессистемный подход. Процедура должна, прежде всего, охватывать наиболее вероятные причины неисправности АКПП. Она должна исключить как можно больше возможных причин еще до того, как коробка передач будет разобрна. Когда коробка передач будет снята и разобрана, многие диагностические операции не будут нужны. Внимательная и полная диагностика АКПП поможет обеспечить быстрый и качественный ремонт.[/vc_column_text][vc_column_text]

Этапы диагностики

Специалисты AUTOCITY.CENTER

1.Выслушают замечания и жалобы водителя (владельца) автомобиля.

2.Произведут контрольную поездку, если автомобиль в состоянии.

3.Проведут стал-тест трансмиссии.

4.Проведут входящую электронную диагностику.

5.Проверят уровень рабочей жидкости и ее состояние, на присутствие стружки, эмульсии.

6.Проверят блок управления двигателем или блок управления коробкой передач на наличие кодов неисправностей.

7.Произведут проверку остановки.

8.Произведут проверку давления трансмиссионной жидкости.

 

Диагностические коды неисправностей

Диагностические коды неисправностей, генерируемые модулем управления, сообщают о наличии неисправности в электронных и электрических цепях. Они задают путь, по которому выполняется последующая диагностика. Номера кодов и их значения отличаются у каждого изготовителя. Даже у одного и того же изготовителя значения кодов могут меняться из года в год. Тем не менее, на всех автомобилях код неисправности может устанавливаться в следующих трех случаях:[/vc_column_text][vc_column_text]Нет сигнала от входного или выходного устройства (датчик или переключатель).
Сигнал от устройства не лежит в нормальном рабочем диапазоне при заданных условиях работы автомобиля.
В результате диагностики выясняется, что цепь датчика/переключателя не функционирует так, как положено.[/vc_column_text][vc_column_text css=».vc_custom_1550775230100{padding-top: 25px !important;padding-bottom: 25px !important;}»]Коды сохраняются в памяти модуля управления за определенное количество циклов переключения и иногда могут толковаться различными способами. При диагностике АКПП, нужно уметь правильно расшифровывать коды. При этом следует принимать во внимание тип кода, а также другие сопутствующие коды, появляющиеся вместе с ним. Наличие кода неисправности говорит о том, что имеется определенное отклонение в работе коробки передач. В некоторых случаях неисправность устройства может привести к появлению более чем одного кода неисправности.[/vc_column_text][vc_column_text]Постоянные коды

Коды неисправностей, имеющиеся в наличии на момент проверки, называются постоянными кодами. При их сбросе они сразу же появляются снова. Поскольку они имеются в момент диагностики, эти коды проверяются в первую очередь.

Перемежающиеся коды

Коды неисправностей, записанные в память модуля управления, но не имеющиеся в наличии на момент проверки, называются перемежающимися кодами. Поскольку причина, которая вызвала появление кода, не присутствует на момент проверки, диагностика в данном случае более сложная.[/vc_column_text][vc_column_text css=».vc_custom_1550775332564{padding-top: 25px !important;padding-bottom: 25px !important;}»]

Проверка уровня масла и качество состояния

Измерение уровня масла дает важные сведения о состоянии трансмиссии. Неверно установленный уровень масла, может привести к возникновению более чем двадцати неисправностей в работе, как системы управления, так и самой АКПП. Часто работа АКПП, нормализуется сразу же после того, как уровень масла был приведен к норме.

Проверка уровня масла технически не трудная задача, но никогда не следует доверять словам владельца автомобиля о том, что уровень масла нормальный. Мы проверим его сами. Как правило, уровень масла следует проверять при  рабочей температуре масла 85 °С. Большинство щупов для измерения уровня масла имеют отметки для определения уровня как для горячего (НОТ), так и холодного (COOL) состояния. Разность уровней холодного и горячего масла может составлять 25 мм. При перемещении рычага выбора диапазона происходит запитывание маслом всех контуров системы АКПП. Это приводит к дополнительному расходу масла из поддона коробки передач и уменьшению уровня масла на рабочих режимах по сравнению с исходным положением. Поэтому перед проверкой уровня масла следует выждать несколько десятков секунд, что необходимо для стабилизации уровня масла в поддоне АКПП.[/vc_column_text][vc_column_text css=».vc_custom_1550776865142{padding-bottom: 25px !important;}»]Теперь рассмотрим, чем грозит неправильно выставленный уровень масла в поддоне АКПП:

Низкий уровень. Низкий уровень масла приводит к захватыванию насосом наряду с маслом и воздуха. Воздух, смешиваясь с маслом, увеличивает его сжимаемость, что приводит к задержке переключения передач и замедлению нарастания давления в бустерах фрикционных элементов управления во время их включения. Последнее обстоятельство увеличивает время скольжения блокировочных муфт и тормозных механизмов. Кроме того, могут возникнуть шумы, воспроизводимые насосом и регулятором давления. Наличие воздуха в масле не позволяет насосу обеспечивать необходимым количеством масла трансформатор и систему смазки, что также вызывает перегрев, быстрый износ и выход из строя других элементов трансмиссии. Низкий уровень масла может быть результатом внешних утечек или недостаточного количества заправленного масла. Если внешний осмотр не подтвердит предположения об утечках, то, по всей вероятности, при заправке было залито недостаточное количество масла или неправильно был определен его уровень. В этом случае следует просто добавить необходимое количество масла до отметки «полный» в горячем состоянии.

Высокий уровень. Если уровень масла слишком высок, то звенья планетарных рядов коробки передач будут окунаться в масло. Это вызовет его вспенивание и приведет к тем же самым результатам, что и низкий уровень масла. Вспенивание в комбинации с перегревом вызывает быстрое окисление и испарение масла, что приводит к ненормальной работе клапанов, сервомоторов и фрикционных дисков. Кроме того, при высоком уровне масла может происходить его утечка через заливную горловину и сапун в картере трансмиссии. Во избежание перелива масла необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями завода-изготовителя по измерению уровня масла во время его замены или пополнения.[/vc_column_text][vc_column_text css=».vc_custom_1550777596468{padding-bottom: 25px !important;}»]

Проверка давлений в системе управления АКПП

Если все предыдущие шаги не позволили установить причину неисправности коробки передач, то заключительным шагом должна быть проверка давления масла в системе управления. Проверка давления заключается в измерении давлений в системе управления трансмиссии на каждом диапазоне.

Проверка давления должна проводиться в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя автомобиля. Это связано с тем, что места подключения измерительных приборов и методика проведения проверки определяются конкретной моделью трансмиссии. Кроме того, необходимо точно знать, каким образом осуществляется регулировка давления в системе управления АКПП. Поэтому перед началом проверки всегда необходимо ознакомиться с инструкцией завода-изготовителя.

По окончании проверки давления в системе управления необходимо провести анализ полученных результатов. Если в результате проверки выявлено отклонение давления от регламентированного значения, то необходимо постараться выяснить причину этого. Определение причины неисправности и ее местонахождение во многом зависит от опыта и знания принципа работы данной АКПП.

Следует иметь в виду, что во время проверки давления утечки в гидроприводе не всегда могут быть обнаружены. Это происходит из-за того, что насос имеет достаточно высокую производительность и незначительные утечки не вызывают снижение давления. Потерю давления, вызванную утечками в гидроприводе, с большей долей вероятности можно обнаружить на режимах холостого хода двигателя, нежели на режимах с полностью открытой дроссельной заслонкой, когда насос имеет максимальную производительность.

Если давление в основной магистрали имеет нормальное значение, то можно сделать следующие выводы:

  • всасывающая магистраль насоса исправна;
  • насос исправен и не имеет дефектов;
  • регулятор давления работает нормально.

Во время проверки давления очень важно быть уверенным в том, что насос и вся его система находятся в исправном состоянии. Если хотя бы один элемент системы насоса не исправен, то диагностирование других систем и контуров не имеет смысла. Если на диапазонах «Р» или «N» давление низкое, то и на других диапазонах можно ожидать, что оно будет также недостаточно высоким.

Перед началом проверки давления следует убедиться в том, что масляный фильтр не загрязнен,(иначе будет возникать масляное голодание) и хорошо притянут болтами к картеру. Все элементы системы насоса должны быть проверены, поскольку они потенциально могут содержать в себе неисправность. Поиск неисправности следует начинать с простых и доступных элементов.[/vc_column_text][vc_column_text css=».vc_custom_1550777815600{padding-bottom: 25px !important;}»]

Проверка АКПП в движении, тестовая поездка

Во время этой проверки следует попробовать все возможные режимы движения, определить моменты переключения передач и их качество при почти закрытой дроссельной заслонке, при ее среднем открытии и при полностью открытом положении, проверить работу АКПП в режиме принудительного понижения передачи.

При жалобах владельца автомобиля на беспорядочные, поздние или резкие переключения необходимо обратить особое внимание на работу двигателя. Моменты переключений передач и их качество ориентированы на нормальную работу двигателя.

Данные, полученные при правильно проведенной проверке в движении, представляют собой ценный диагностический материал. Ее цель — сбор точной информации относительно работы коробки передач, из которой специалист нашей компании получит достаточное количество сведений о проблемах в ее работе. К проверке в движении необходимо прибегать в следующих случаях:

претензии владельца автомобиля не совсем понятны;

причина неисправности не очевидна или не была определена на предыдущих этапах диагностики АКПП;

Во время проверки в движении следует обратить внимание на следующее:

определите моменты переключения передач;

оценить работу АКПП на различных диапазонах;

оценить качество переключения передач;

проверить работу блокировочной муфты гидротрансформатора;

определить наличие или отсутствие постороннего шума и вибрации;

оценить работу двигателя.

Во время тестовой поездки, необходимо проверить работу трансмиссии на каждом диапазоне с целью выявления пробуксовки фрикционных элементов, определения качества их включения и отклонений в моментах переключений. Проверка должна проводиться при минимальном, среднем и максимальном открытии дроссельной заслонки. В процессе проверки следует особое внимание уделить качеству переключения передач: не являются ли они резкими или слишком растянутыми во времени. Определите скорости, при которых происходят повышающие и понижающие переключения передач. Внимательно прослушать  работу двигателя во время переключения передач, особенно при среднем и максимальном открытии дроссельной заслонки.

Если тестовая проверка показала во время переключения передач нерегламентированное увеличение оборотов двигателя, то это может являться признаком наличия проблем в работе фрикционных дисков, а именно их проскальзывании. Зная кинематическую схему и схему включения фрикционных элементов управления на передачах, можно методом исключения определить вышедшие из строя фрикционные пакеты АКПП.

Проведем анализ результатов проверки в движении автомобиля, оборудованного четырехступенчатой АКПП.

Скольжение муфты переднего хода. Как видно из плана угловых скоростей, эта муфта включена на всех передачах переднего хода. В случае возникновения скольжения в муфте переднего хода возможны следующие варианты поведения автомобиля:

  • автомобиль не может двигаться на всех передачах переднего хода, независимо от положения рычага выбора диапазона;
  • автомобиль нормально двигается на передаче заднего хода (положение рычага выбора диапазона «R»);
  • если при «холодной» трансмиссии происходит значительная задержка включения муфты переднего хода, а при «горячей» трансмиссии она работает нормально, то, возможно, произошло затвердевание уплотнения поршня этой муфты или износ этого же уплотнения достиг критического значения.

Скольжение муфты прямой передачи и передачи заднего хода. В этом случае:

скольжение муфты прямой передачи и передачи заднего хода должно проявляться в первую очередь во время переключения 2-3, которое должно сопровождаться нерегламентированным увеличением частоты вращения двигателя;

при очень плохом состоянии фрикционных накладок дисков  муфты, скольжение может возникать и при включении передачи заднего хода;                   следует отметить, что во время включения передачи заднего хода давление в основной магистрали, по сравнению с передачами переднего хода, значительно увеличивается, и, следовательно, возникновение пробуксовывание в рассматриваемой муфте, на этой передаче маловероятно;

затвердение и повышенный износ уплотнения поршня муфты прямой передачи и передачи заднего хода должны проявляться, прежде всего, для «холодной» трансмиссии; в этом случае переключение растянуто во времени или совсем не происходит до тех пор, пока масло не разогреется до рабочей температуры; при очень плохом состоянии муфты переключение на третью передачу может не происходить совсем, независимо от температуры масла, и автомобиль будет двигаться только на первых двух передачах;

на первой и второй передачах неисправность муфты прямой передачи и передачи заднего хода никак не сказывается.

Скольжение ленточного тормоза второй передачи. Неисправность этого ленточного тормоза легко определяется, поскольку он используется только на второй передаче. В этом случае:

при полном отказе ленточного тормоза вторая передача будет пропущена и при достижении определенной скорости произойдет переключение 1-3; при этом обгонная муфта первой передачи будет обеспечивать движение автомобиля на первой передаче до тех пор, пока скорость не достигнет значения, соответствующего переключению на третью передачу.

если фрикционная накладка ленточного тормоза второй передачи изношена частично, то во время включения второй передачи будет возникать небольшая задержка, и процесс переключения, как правило, заканчивается ударом;

при переводе рычага выбора диапазона из положения «D» в положение «2» или в случае принудительного переключения 3-2 в ленточном тормозе возникает скольжение или он совсем не включается.

Неисправность обгонной муфты первой передачи. Она работает на диапазонах «D» и «2». В случае ее неисправности:

в  АКПП не включается первая передача, и, следовательно, на диапазонах «D» и «2» движение автомобиля становится невозможным;

автомобиль может трогаться с места только на диапазоне «1», поскольку на этом диапазоне включается ленточный тормоз первой передачи и передачи заднего хода.

Скольжение ленточного тормоза первой передачи и передачи заднего хода. Этот тормоз используется только на диапазонах «1» и «R». Признаки пробуксовки ленточного тормоза первой передачи и передачи заднего хода:

автомобиль не может двигаться на передаче заднего хода;

малоэффективное торможение двигателем при движении на диапазоне «1»; работоспособность этого ленточного тормоза нельзя проверить во время разгона автомобиля, поскольку в этом случае параллельно с ним работает обгонная муфта.

Подобный анализ работоспособности фрикционных дисков, можно провести для любой трансмиссии с АКПП. Для этого необходимо иметь кинематическую схему коробки передач и знать, какие элементы управления в зависимости от используемого диапазона включаются на каждой передаче.

Однако проверка в движении позволяет лишь определить элемент, в котором происходит скольжение, но она не определяет причину, вызвавшую эту неисправность. Часто причиной неисправности фрикционного элемента управления служат утечки в системе управления или заедание клапанов в гидравлической части системы управления.

Если уровень и состояние трансмиссионной жидкости, оказались нормальными, то необходимо продолжить исследование. Для этого следует проверить работу двигателя на режиме холостого хода, мест соединений электропроводки, троса привода управления коробкой передач, осмотреть места соединения двигателя и трансмиссии с шасси.[/vc_column_text][/vc_column_inner][/vc_row_inner][vc_column_text css=».vc_custom_1550777724492{padding-bottom: 25px !important;}»]

Проверка работоспособности трансмиссии на полностью заторможенном автомобиле (Stall Test)

Целью данной проверки является измерение максимальной частоты вращения двигателя на диапазонах «D» и «R» при полностью остановленном выходном вале АКПП. По величине этой частоты можно определить работоспособность гидротрансформатора, муфт свободного хода, а также наличие скольжения в некоторых фрикционных элементах управления АКПП.

Перед началом проверки необходимо убедиться в том, что уровень масла в двигателе и трансмиссии находится в норме и его температура близка к рабочей.

Кроме того, автомобиль должен быть надежно закреплен от перемещения. Для этого необходимо установить рычаг выбора диапазона в позицию «Р» и включить основный тормоз. Никто из людей не должен находиться как перед автомобилем, так и позади него. Проверка состоит из следующих этапов:

  • Подключите и установите тахометр так, чтобы его показания можно было видеть с места водителя.
  • Нажмите до упора на педаль тормоза.
  • Переместите рычаг выбора диапазона в положение «D».
  • Нажмите до упора на педаль управления дроссельной заслонкой.
  • Определите с помощью тахометра частоту вращения двигателя (длительность этого этапа не должна превышать 5 секунд, в противном случае может возникнуть серьезный перегрев, и трансмиссия или двигатель выйдут из строя).
  • Переведите рычаг выбора диапазона в положение «N».
  • Дайте остыть двигателю, для чего он должен в течение 30 секунд проработать на оборотах холостого хода.
  • Переместите рычаг выбора диапазона в положение «R».
  • Нажмите до упора на педаль управления дроссельной заслонкой.
  • Определите с помощью тахометра частоту вращения двигателя (длительность этого этапа также, по указанным выше причинам, не должна превышать 5 секунд).

Если во время проведения проверки частота вращения двигателя превышает регламентированное заводом-изготовителем автомобиля значение, то необходимо немедленно отпустить педаль управления дроссельной заслонкой. Превышение оборотов двигателя регламентированного значения является признаком скольжения фрикционных элементов управления, и дальнейшая проверка может привести к выходу их из строя. В случае возникновения необычного шума проверку также необходимо прекратить.

В процессе проверки на полностью заторможенном автомобиле трансформатор может производить скулящий шум, что считается отхождением от нормы. Возникновение любого металлического шума может быть признаком неисправности гидротрансформатора.[/vc_column_text][vc_column_text css=».vc_custom_1550777865346{padding-bottom: 25px !important;}»]

Диагностика неисправностей муфты гидротрансформатора

Для детальной диагностики отдельных систем необходимо обратится к прилагаемым производителями электрическим и гидравлическим схемам и инструкциям по диагностике. Нужно помнить, что необходимо считать из электронного модуля управления, имеющиеся в нем диагностические коды.

Контролируемая компьютером система управления двигателем может указать на наличие неисправности даже в том случае, когда водителю кажется, что двигатель работает нормально. Тем не менее, не совсем правильная его работа может повлиять на работу коробки передач и муфты гидротрансформатора.[/vc_column_text][vc_column_text css=».vc_custom_1550777884928{padding-bottom: 25px !important;}»]

Диагностика системы электронного переключения передач АКПП

Правильная диагностика системы электронного переключения передач АКПП, представляет собой поэтапный процесс. Эта процедура включает в себя различные диагностические приемы. При работе с гидравлически управляемыми трансмиссиями, соблюдение определенной логической последовательности позволяет быстро и достоверно определить причину неисправности.[/vc_column_text][vc_column_text css=».vc_custom_1550777909491{padding-bottom: 25px !important;}»]

Звуковой анализ работы АКПП

Определение неисправности по шуму, производимому работающей трансмиссией,  это сложная задача, заключающаяся в выделении посторонних звуков, не связанных с ее нормальной работой.

Звуковой анализ работы трансмиссии обычно проводится в двух режимах: на неподвижном и движущемся автомобиле. Источником возникновения звука могут быть самые разнообразные механизмы и устройства автомобиля.

Звук гидротрансформатора. Следует иметь в виду то, что для неподвижного транспортного средства скулящий звук считается не нормальным. Поэтому необходимо знать, какой звук издает нормально работающий гидротрансформатор. Не следует анализировать звук работы гидротрансформатора при установке рычага выбора диапазона в положение «D» и малом открытии дроссельной заслонки. В этом случае наиболее вероятно возникновение металлического звука из-за плохо закрепленных деталей или люфтов между вращающимися сопряженными элементами.

Звук механической части трансмиссии. Источниками шума механической части трансмиссии являются зубчатые зацепления планетарных рядов, упорные игольчатые подшипники, обгонные муфты и дисковые фрикционные элементы управления. Кроме того, надо учитывать, что источниками звука являются главная передача и дифференциал. Необходимо иметь хорошее представление об устройстве трансмиссии и принципах ее работы, иначе выявление неисправностей с помощью звукового анализа невозможно. Важно правильно выявить звук, вызванный именно неисправностью. Во время ремонта трансмиссии результаты звукового анализа позволяют целенаправленно искать и находить места возникновения неисправностей.

При анализе звука следует обратить особое внимание на появление лязга и треска, в особенности это касается автомобилей с приводом на передние колеса. Также важным является определение ритма и уровня звука во время переключения передач. Кроме того, следует определить месторасположение источника шума: находится ли он на входе или на выходе из коробки передач.

Звук, возникающий в зубчатых зацеплениях планетарных рядов, определяется изменениями угловой скорости вращения их элементов, которые происходят при изменении передаточного отношения. Элементы планетарных рядов вращаются медленнее на первой и второй передачах и намного быстрее на повышающей передаче. Изменение передаточного отношения также влияет на относительную скорость вращения между ведущим и ведомым валами коробки передач. Во время разгона осевые силы в косозубых зубчатых зацеплениях направлены в сторону тыльной части картера, а на режимах торможения — в сторону передней части картера АКПП.

Звук, производимый дисковыми фрикционными элементами управления, обычно возникает в моменты их включения или выключения, что считается вполне допустимым. При этом фрикционные диски могут создавать достаточно громкий звук.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. На первой передаче в коробке возникает значительный шум, который увеличивается с увеличением номера включенной передачи и исчезает на прямой передаче. В этом случае можно предположить, что неисправность находится в коробке передач, поскольку на прямой передаче все звенья заблокированы и вращаются с одной и той же угловой скоростью, в результате чего любой посторонний внутренний шум в ней должен исчезать. Обычно причина возникновения такого шума связана с износом или разрушением упорных игольчатых подшипников. Дефектные иглы и кольца упорного подшипника обычно достаточно четко реагируют на изменение передаточного отношения, что отражается соответствующим изменением уровня шума.[/vc_column_text][vc_column_text css=».vc_custom_1550777973731{padding-bottom: 25px !important;}»]

Анализ работы блокировочной муфты гидротрансформатора

Для точного анализа работы блокировочной муфты гидротрансформатора необходимо хорошо знать ее штатный режим работы. Включение этой муфты может приводить к некоторым своеобразным эффектам в поведении автомобиля, которые, в общем, считаются  объяснимыми.

Первый этап диагностики трансмиссии — выслушать водителя

Часто пропускаемым, но важным аспектом диагностики АКПП, является точное понимание причин жалоб владельца автомобиля. Задачей специалиста является внимательно выслушать клиента. Клиент дает механику представление о работе АКПП.

Выводы процедур диагностики АКПП

Эффективная диагностика автоматических коробок передач, заключается в последовательном выполнении определенных процедур. Этот процесс довольно сложен и начинается с опроса жалоб клиента. Если имеются неисправности, проверяем уровень жидкости и ее состояние. Если жидкость в порядке, производим поэтапную диагностику. При обнаружении неисправности в процессе диагностики, устраните ее, а затем снова выполняем проверку на наличие или отсутствие неисправностей.

С водительского места проверяем работу рычага селектора. Если селектор работает правильно, выполняем визуальный осмотр под капотом автомобиля. Проверяем провода и вакуумные трубопроводы, а также механизм полного открывания дроссельной заслонки.

Затем проверяем наличие диагностических кодов неисправностей от модуля управления трансмиссией.

Предположим, что какие-то имеются.

Многие изготовители рекомендуют проводить проверку остановки двигателя. Эта процедура предназначена для проверки правильности работы двигателя, гидротрансформатора, фрикционов и тормозных лент.

При выполнении проверки в движении, фиксируем все обнаруженное нами. Результаты, полученные при проверке в движении, позволят нам продолжить поиск неисправностей в правильном направлении.

Перед выполнением ремонта внутри АКПП, требующего снятия коробки передач, необходимо определить давление жидкости в контурах. Методы определения и полученные величины могут быть разными,  для коробок передач с гидравлическим управлением обычно необходимо знать максимальные и минимальные значения.

После сбора всей информации, специалист сможет принять правильное решение относительно ремонта трансмиссии. Последовательное и правильное выполнение диагностики коробки передач обеспечит качественный ремонт АКПП.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]